Использование техники оригами в познавательно-речевом развитии детей 5-6 лет в условиях реализации федеральных государственных требований и федерального государственного образовательного стандарта

Требования и задачи  развития у детей дошкольного и начального общего образования  конструктивных, творческих способностей, овладения  основами пространственного воображения, использования знаково-символических средств представления информации отражены в Федеральных государственных требованиях и Федеральном государственном образовательном стандарте.

 

Многими педагогами и психологами подчеркивается [], что эффективным средством реализации данных проблемы у детей  может стать овладение японской техникой оригами. Совершенствуя и координируя различные движения пальцев и кистей обеих рук, оригами влияет на общее интеллектуальное развитие ребенка, в том числе на развитие речи. Занятия оригами гармонизирует работу полушарий мозга и помогают развитию творческих задатков у ребенка. Эта техника  знакомит детей с основными геометрическими понятиями, способствует развитию глазомера и обогащению словаря специальными терминами. Все занимающиеся преподаванием оригами педагоги отмечают положительное влияние этого занятия на успехи своих детей и в школе. В частности, оригами помогает осваивать чтение, графические основы письма, математику и геометрию, черчение, природоведение, историю. Дети увлеченно изучают литературу, связанную с оригами, находятся в постоянном поиске нового.

Я заметила, что детей старшего дошкольного возраста, увлекающихся техникой оригами, отличает богатая фантазия и воображение, хорошо развитое конструктивное мышление, активное стремление к созидательной деятельности, художественный вкус.     Учитывая актуальность вышеназванной проблемы, я поставила перед собой цель работы: «Создание условий для познавательно-речевого развития детей старшего дошкольного возрасти средством техники оригами».

На первом этапе нами была  изучена методическая литература и обобщён опыт работы по обучению детей дошкольного возраста технике оригами []. На основе этого нами было разработано тематическое планирование и система занятий кружка «Совёнок» по развитию конструктивных способностей детей 5-6 лет на основе техники оригами, которое впоследствии дополнялось и совершенствовалось. Занятия кружка проходят 2 раза в неделю. Курс обучения длится с сентября по май включительно. Продолжительность занятий 25-30 минут.

Для достижения поставленной нами цели решались следующие задачи:

  1. Развивать способность анализировать, планировать, создавать конструкции по образцу, заданным условиям, схемам, формировать умение действовать в соответствии со словесными инструкциями.
  2. Воспитывать у детей старшего дошкольного возраста трудолюбие, вызывать желание довести дело до конца, развивать произвольную регуляцию деятельности.
  3. Развивать мелкую моторику рук.
  4. Приобщать детей к мировой культуре. Формировать эстетический вкус.

В план программу я  включила три раздела:

— работа с бумагой.

— развивающие игры.

— логические задачи.

Следует отметить, что большое значение в работе с воспитанниками кружка имело использование игровых моментов на занятиях («Сделаем ракету и отправимся в космическое путешествие»; «Оживим  аквариум», «Смастерим кормушку для птиц» и др.). Развивающие игры «Дорога к дому», «Сделай фигуру», «Мост через реку», «Твой любимый цветок» и логические задачи позволяли нам  на протяжении всего занятия активизировать внимание детей.

Огромную помощь в освоении техники оригами оказали операционные карты, которые мы разработали на основе методических рекомендаций С. Мусиенко и Г. Бутылкиной []. В них наглядно давались инструкции изготовления поделок, а дети  учились самостоятельно работать  по схемам на доске, овладевали основами  алгоритмического мышления. Занятия в кружке  позволили эффективно решать проблему подготовки руки  к письму.

В процессе работы мы убедились, что систематические  занятия техникой оригами положительно влияют на психическое состояние ребенка-дошкольника, приводя его в здоровое равновесие. У наших воспитанников стала снижаться тревожность и повышенная возбудимость, что позволяло им легче адаптироваться к различным ситуациям общения. Дети  активно проявляли себя на занятиях по математике, конструированию и развитию речи,  постоянно участвовали в ярмарках и выставках «Водные обитатели», «Овощи и фрукты — самые витаминные продукты!», «Ёлочка-красавица», «На лесной опушке зимой», «На весеннем лугу».

Воспитанниками кружка были поставлены  сказки с использованием игрушек-поделок из бумаги: «Лягушонок Леонид» и «Сказка про цыпленка, который не умеет дружить», которые  они с успехом показали своим сверстникам и родителям.

В процессе преемственности дошкольного и начального общего образования необходимо создавать условия для освоения детьми  навыков сбора, обработки, анализа и передачи информации. Поэтому в деятельности кружка «Совёнок»  мы применяли информационные компьютерные технологии (Материалы мультимедийных дисков, интернет – материалы). Нами были  подготовлены  презентации «История оригами», «Бумажная сказка», «Подарки своими руками». Данная деятельность позволила:

— расширить кругозор детей;

— повысить их мотивацию к занятиям;

— создать положительное эмоциональное состояние в процессе занятий.

Анализ  работы кружка «Совёнок» показал, что систематическое, интегрированное использование техники оригами в образовательной деятельности детского сада позволяет расширять кругозор детей 5-6 лет, развивать мелкую моторику рук, коммуникативные навыки,  конструктивные, творческие способности  и тем самым является эффективным средством познавательно-речевого развития  детей дошкольного возраста.

Литература:

  1. Васина, Н.С. Бумажная симфония/ надежда Васина.-М.: Айрис-пресс, 2010.-128с.-(Внимание: дети!)
  2. Мусиенко, С.И. Оригами в детском саду: пособие для воспитателей дет. сада /Светлана Мусиенко, Галина Бутылкина.- М.: Обруч, 2010.-96с.: ил.
  3. Соколова С. Сказки из бумаги / обложка художника Н. Обедковой.- СПб.: ЗАО « Валери СПб», 1998.-224с., ил.(Серия: « Учить и воспитывать, развлекая».)
  4. Черенкова, Е.Ф. Оригами для малышей: 200 простейших моделей. — М. :  РИПОЛ классик: ДОМ. ХХI век, 2011.-154с.-(Учимся играючи).
  5. сборник «100 игрушек из бумаги», рекомендованный специалистами в качестве пособия по развитию и совершенствованию тонкой ручной моторики у детей.

 

Червова Наталья Анатольевна

г. Таганрог

                                                  email: dsad101@mail. ru