«Доступная среда» – наименование Федеральной программы, основной целью которой является поддержание и социальная защита людей с ограниченными возможностями здоровья. (Утверждение программы «Доступная среда» произошло в соответствии с распоряжением правительства РФ 17.11.2008 года.)
Целью Государственной программы является формирование условий для обеспечения равного доступа инвалидов, наравне с другими, к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, а также к объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения.
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)- ребенок с ОВЗ имеет особенности (подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией ПМПК) физического или психологического развития, которые препятствуют его нормальной жизнедеятельности. Ограничения могут касаться физиологических, психологических или сенсорных возможностей ребенка и препятствуют получению образования без создания специальных условий.
Численность воспитанников с ОВЗ по реализуемой адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования за счет бюджетных ассигнований, бюджета Ростовской области, местного бюджета – 24 ребенка.
Численность воспитанников с инвалидностью — 3 ребенка.
- Порядок организации деятельности по реализации мероприятий, предусмотренных индивидуальной программой реабилитации или абилитации ребенка-инвалида в системе образования г.Таганрога
- Положение, регламентирующее реализацию на территории г. Таганрога мероприятий, предусмотренных ИПРА ребенка-инвалида
Специально оборудованные учебные кабинеты |
Музыкальный зал 1 – 117 м2 Музыкальный зал 2 – 80 м2 Физкультурный зал 1 — 49 м2 Физкультурный зал 2 — 36,3 м2 Коррекционный кабинет педагога-психолога и учителей-логопедов – 22,6 м2
Все помещения доступны для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, кроме маломобильных граждан. |
Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья | Групповые помещения, кабинет учителей-логопедов, оснащенные в соответствии с реализуемой адаптированной основной образовательной программой и ФГОС ДО |
Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья |
Библиотека, приспособленная для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья – отсутствует.
Книжный фонд, составляющий библиотеку МБДОУ, располагается в методическом кабинете, где представлена детская, учебно-методическая, познавательная литература для детей и педагогов. В группах компенсирующей направленности оборудованы книжные уголки для воспитанников в соответствии с содержанием реализуемой адаптированной основной образовательной программой. |
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья |
Физкультурный зал 1 — 49 м2 Физкультурный зал 2 — 36,3 м2
Спортивные и игровые площадки на участке МБДОУ Прогулочные площадки (с установленным игровым оборудованием для развития всех видов движения)
Объекты спорта частично приспособлены для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. |
Средства обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья |
В группах компенсирующей направленности создана развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с реализуемой программой и ФГОС ДО. В групповых помещениях обеспечен свободный доступ к играм и игрушкам детей с ОВЗ. Средства обучения являются важным компонентом образовательного процесса и элементом учебно-материальной базы ДОУ. В ДОУ имеются следующие средства обучения : -печатные (методические пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал и т.д.); -аудиовизуальные (презентации, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях); -наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски); -демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды); -учебные приборы (компас, барометр, песочные часы, микроскопы, колбы, и т.д.); — спортивное оборудование (спортивные снаряды, мячи и т.п.). Наиболее эффективное воздействие на воспитанников оказывают современные аудиовизуальные и мультимедийные средства обучения (электронные образовательные ресурсы). Принципы использования средств обучения: -учет возрастных и психологических особенностей обучающихся; -гармоничное использование разнообразных средств обучения: традиционных и современных для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение ребёнка через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в образовательных целях; -учет дидактических целей и принципов дидактики (принципа наглядности, доступности и т.д.); -сотворчество педагога и обучающегося; -приоритет правил безопасности в использовании средств обучения. Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС ДО к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях. Комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса обеспечивает возможность организации как совместной деятельности взрослого и воспитанников, так и самостоятельной деятельности воспитанников не только в рамках образовательной деятельности по освоению Программы, но и при проведении режимных моментов. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития. Подбор средств обучения и воспитания осуществляется для тех видов детской деятельности (игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, изобразительная, восприятие художественной литературы и фольклора, конструирование, самообслуживание и элементарный бытовой труд, музыкальная, двигательная), которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на уровне дошкольного образования, а также с целью активизации двигательной активности ребенка. Оборудование отвечает санитарно-эпидемиологическим нормам, гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям. Для всестороннего развития детей в группах имеются дидактические средства: альбомы, художественная литература, дидактические игры, различные сюжетные игровые наборы и игрушки.
|
Обеспечение беспрепятственного доступа в здание образовательной организации |
В МБДОУ д/с № 101 разработан Паспорт доступности, обеспечивающий доступ в здание образовательной организации и пути движения внутри здания инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья Входы в модульные здания МБДОУ оборудованы наружными пандусами. |
Специальные условия питания |
В МБДОУ организовано 4-х разовое питание в соответствии с основными требованиями СанПиН 2.3/2.3590-20 п 8.1. 2.2. к рациональному питанию. Химический состав, калорийность, объем рациона и режим полностью соответствуют возрастным потребностям организма. В повседневный рацион включены основные группы продуктов: мясо ( или рыба), молоко, кисломолочные напитки, сливочное масло, овощи, фрукты, хлеб, крупы. Санитарно-эпидемиологическая безопасность питания включает соблюдение всех требований к санитарному состоянию пищеблока, поставляемых продуктов питания, их хранению, приготовлению и раздаче блюд. На все продукты, поступающие на пищеблок, имеются документы, подтверждающие их качество и безопасность. Приготовление пищи проводится в соответствии с утвержденным 15-ти дневным меню. Блюда готовятся строго по технологическим картам. Рацион питания детей различается по качественному и количественному составу в зависимости от возраста детей и формируется отдельно для групп детей от 1,5-3 лет и 3-7 лет. Для обеспечения преемственности питания в детском саду и дома, родители получают информацию об ассортименте питания детей в МБДОУ, ежедневно знакомясь с меню. В ежедневном меню указывается наименование блюда и объем порции. Для обеспечения питьевого режима в учреждении используется бутилированная вода, отвечающая всем требованиям качества и безопасности. Замена емкости проводится по мере необходимости, но не реже, чем один раз в 10 дней. Обработка дозирующего устройства проводится в соответствии с инструкцией, утвержденной поставщиком. Создание отдельного меню для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья не предусмотрено. |
Специальные условия охраны здоровья инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья |
В дошкольном учреждении с целью охраны здоровья воспитанников проводятся следующее мероприятия: 1) наблюдение за состоянием здоровья воспитанников; 2) проведение санитарно – гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий, обучение и воспитание в сфере охраны здоровья граждан Российской Федерации; 3) соблюдение государственных санитарно – эпидемиологических правил и нормативов; 4) расследование и учет несчастных случаев с воспитанниками во время пребывания в ДОУ в порядке, установленном нормативными документами. 5)Направление на профилактические прививки в соответствии с национальным календарем прививок. 6) организация и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления воспитанников: дезинфекция помещений, игрушек, посуды; обеззараживание воздуха в помещениях с помощью бактерицидных установок (кварцевания), режим проветривания. 7) обучение педагогических работников навыкам оказания первой доврачебной помощи. В МБДОУ создаются условия охраны здоровья воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, кроме маломобильных граждан. |
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья | отсутствует |
Доступ к электронным образовательным ресурсам инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья | отсутствует |
Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования |
В детском саду имеются следующие технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования: 3 компьютера 2 ноутбука 1 МФУ (принтер, ксерокс, сканер) 1 принтер 1 ксерокс 1 факс 5 музыкальных центров 3 мультимедийныйх проектора 2 мобильных интерактивных комплекса 2 телевизора 2 проекционных экрана 3 микрофона 2 синтезатора 1 световой стол для рисования песком Технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования доступны для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, кроме маломобильных граждан. |
Общежитие и интернат, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья | Отсутствует |
Кадровое обеспечение образования Наличие в штате организации ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь.
|
Для проведения образовательной деятельности с воспитанниками с ОВЗ в группе работают 2 учителя-логопеда и 3 воспитателя, имеющих КПК по программе дополнительного профессионального образования «Воспитание и коррекция нарушений речи детей дошкольного возраста в логопедической группе в соответствии с ФГОС ДО». С детьми группы компенсирующей направленности работает педагог-психолог, имеющий специализированное образование.
|
Информация о специальных условиях для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Описание созданных специальных условий
- Адаптированная основная образовательная программа
- Краткая презентация адаптированной основной образовательной программы
- Рабочая программа старшей группы компенсирующей направленности для детей от 5 до 6 лет с нарушением речи. «Светлячок»
- Рабочая программа подготовительной группе компенсирующей направленности для детей от 6 до прекращения образовательных отношений лет с нарушением речи. «Теремок»
- Рабочая программа учителя-логопеда Учителя- логопеда Ждановой О.А.
- Рабочая программа учителя-логопеда Учителя- логопеда Онипченко К.А.
- Рабочая программа педагога психолога Буховой С.В
- Рабочая программа инструктора по фк Свечниковой Е.Л
- Рабочая программа музыкального руководителя Жмурко Н.М.
Информационно – методические материалы
- Дошкольное образование детей с ОВЗ и инвалидностью
- Психолого-педагогическое сопровождение
- Положение о психолого — педагогическом консилиуме
- Положение о логопедической помощи МБДОУ дс 101
- Положение об обучении и воспитании детей с ОВЗ
- Положение о группах компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи
Информация о психолого – педагогическом сопровождении
https://minobr.donland.ru/activity/9350/
Муниципальное бюджетное учреждение «Центр медико-психолого-педагогического сопровождения детей и подростков» ЦМППС http://cmpps.virtualtaganrog.ru/