Воспитатель В. И. Лысенко
Дорогие родители! Вы первые и самые важные учителя вашего ребенка. Первая его школа, ваш дом, окажет огромное влияние на то, что он будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей. Сколько бы мы не прожили, мы все равно постоянно возвращаемся к опыту детства — к жизни в семье.
До недавнего времени родители считали, что дети учатся читать в школе. Сегодня, благодаря исследованиям педагогов и психологов Ж. Пиаже, Б. Блума, Э. Эриксона мы знаем, что запас знаний, который необходим для того, чтобы выучиться читать, ребенок получает до школы.
Часто родители спрашивают о том, нужно ли учить ребенка читать и писать до школы? Мнения по этому поводу существуют разные. У многих родителей имеется устойчивое представление о том, что если ребенок приходит в школу, умея хорошо читать, то ему в школе будет скучно и неинтересно. В таких семьях сознательно тормозят естественную любознательность ребенка, полагая, что его всему научат в школе. Существует совершенно другая позиция — ребенку необходимо заранее дать все те знания, которые он должен получить в 1 классе. И, вооружившись школьным «Букварем» или «Азбукой», родители начинают интенсивно учить ребенка читать. Как правило, это приводит к стойкому нежеланию ребенка заниматься. Под любым предлогом маленький ученик пытается увильнуть от чтения. Так как же поступить? Если вы располагаете временем, готовы играть вместе с ребенком в разные звуковые и словесные игры, если вы умеете получать от всего этого удовольствие и хотите научить своего малыша тоже получать удовольствие от занятий, от необходимости думать, преодолевать трудности — начните обучать его чтению. Это облегчит его дальнейшую школьную жизнь и избавит от многих проблем. Кроме того, психологи утверждают, что 5 лет — самый сенситивный возраст для обучения чтению. Но, прежде чем начать читать, ребенок должен научиться слышать из каких звуков состоит слово, которое он произносит. Как научить читать? Многие родители стремятся сами учить детей чтению. В настоящее время существует множество различных рекомендаций и пособий. Однако, результат обучения чтению зависит не только от выбранной системы, но и от того, кто и в каких условиях обучает. Главное же -сам ребенок, его уровень подготовки к обучению. А уровень может быть разный:
— не знает букв,
— знает буквы,
— читает по слогам.
Присматриваясь к ребенку, можно уловить удобный момент его заинтересованности чтением. И это совсем не зависит от возраста. Он может быть даже раньше 5 лет. Однако долго ждать проявления интереса к чтению не стоит. Его можно вызвать разными способами: красивыми книжками, картинками, яркими буквами, выразительным чтением, просмотром специальных телепередач, играми, игрушками. Любое интересное для ребенка действие можно связать, соединить с буквами, с чтением. Важно делать это вовремя. Давно известно: чем позже учат читать ребенка, тем труднее это ему дается. Замечено, что легче начинать приобщать к чтению тогда, когда ребенок учится говорить, когда он одновременно слышит и видит то, что произносит сам или произносят другие. Сегодня немало родителей берутся учить чтению самостоятельно. Считается, что вполне возможно научить ребенка тому, чем сам хорошо владеешь. Далеко не всегда это оправдано. Нужно еще и заинтересовать, и понятно объяснить, терпеливо много раз повторить, и при этом не навязывать.
В нашем ДОУ уже более 4-х лет осуществляются дополнительные услуги по обучению детей чтению в кружке «Читайка» для детей 5-летнего возраста. Используемая нами методика А. Н. Зайцева показала, что чтение по «складам»(термин методики) ускоряет процесс обучения. Через 2-3 месяца дети осваивают послоговое чтение.
Знакомство с каждой «хозяйкой» звука помогает детям расширять свой словарный запас, развивать фонематический слух. «Хозяйки» звуков включаются в словесные игры, в чистоговорки, поговорки, что позволяет осуществлять осмысление чтения. По запросам родителей проводятся консультации, открытые занятия. Они всегда могут увидеть результаты освоения чтения у своих детей и порадоваться их успехам.