Образовательная деятельность в детском саду по программе «Теремок» в группе раннего возраста «Играем по сказкам»

Воспитатель: Захарченко А.В.

МБДОУ д/с № 101  (модульное здание, Пархоменко, 23) группа «Улыбка» с 2021 года является участником сетевой инновационной площадки «ИХО и КРАО»  (г. Москва) в рамках реализации ОП «Теремок» для детей от двух месяцев до трех лет.

Сказка является одним из средств народной мудрости. Каждый из нас помнит, как будучи ребенком, сопереживал и внутренне содействовал персонажам русских сказок. А ведь в результате этого сопереживания появляются не только новые представления о людях, предметах и явлениях окружающего мира, но и новое эмоциональное отношение к ним.

В наше время сказка, как и многие другие культурные ценности, утрачивают свое высокое предназначение. Русские народные сказки сегодня не преподносят детям с той теплотой, как это было раньше. Даже если и читаются детям русские сказки, то родителями не раскрывается поэтический и многогранный образ их героев, они не оставляют детям простора для воображения. Родители сегодня, читая детям сказки, не достаточно объясняют им то, что выражает та ли иная сказка, а именно тема веры, добра, милосердия и послушания. А ведь всё это относится к духовно-нравственному содержанию сказок.

В группе «Улыбка» ведется образовательная деятельность с детьми раннего возраста. В ДОУ рабочая программа составлена с учетом интеграции образовательных областей. За основу всей педагогической и воспитательной работы берется русская народная сказка, сюжет которой проходит красной линией через все виды деятельности и режимные моменты. Таким образом, в каждом месяце все виды деятельности и режимные моменты проводятся по сюжету определенной сказки.

В январе мы воспитанниками ясельной группы изучаем сказку «Теремок». Сначала дети слушают сказку, воспринимая ее на слух, затем смотрят проигрывание сказки с использованием кукольного театра, театра дергунчиков, после разбираем все режимные моменты сказки, используя наглядный материал (красочные картинки к сказке, его герои, общие впечатления). После изучения сказки дети сами пробуют себя в роли героев (лягушка-квакушка, мышка-норушка, волчок-серый бочок, лисичка-сестричка).

На последующих занятиях продолжаем изучать сказку «Теремок» переходя к другому виду деятельности  рисованию «Наш веселый Теремок» и «Мишка». На занятиях по изобразительному искусству дети учатся правильно держать карандаш, заштриховывать определенный рисунок, пользоваться кисточкой и красками, учитывая границы рисунка.

Сказка как жанр духовной культуры, устного народного творчества, обладает ценностным и терапевтическим потенциалом, является важным средством культурного развития личности и социокультурного опыта.