Выдающийся педагог Ян Амос Каменский писал: «Учить надо так, чтобы люди, насколько это возможно, приобретали знания не из книг , но из неба и земли, из дубов и буков, то есть знали и изучали самые вещи, а не чужие только наблюдения и свидетельства о вещах».
Эта идея приобретает особое значение в наши дни, когда наблюдается быстрый рост городов, дети растут практически в искусственной среде: видят серые монотонные здания, чувствуют под ногами асфальт, видят искусственные цветы дома и в детском саду.
Как показал опрос, наши воспитанники обладают довольно большим объемом знаний о растительном мире планеты. Однако эти знания нередко формируются не только на занятиях и прогулках, но и под влиянием телепередач, рекламы, просмотра мультфильмов.
Нам же хотелось эти знания систематизировать и ввести в практику. Поэтому в рамках решения задачи по формированию экологической культуры наших воспитанников и их родителей, мы организовали конкурс на лучшее озеленение площадок. Главным условием этого конкурса была высадка в клумбы растений, стимулирующих наблюдательность у детей, развивающих у них восприятие красоты окружающего мира, вызывающих положительно-эмоциональное отношение к природе, желание ухаживать за растениями.
В мае воспитатели вместе с детьми и родителями высаживали на свои клумбы различные цветы, завели дневники наблюдения за их ростом, организовали поливочный режим высаженным растениям.
В конце июня был подведен итог конкурса:
1 место заняла группа «Вишенка». Их клумбы оказались самыми яркими, изобилующими разнообразием цветов,
2 место заняла группа «Родничок»,
3место — группа «Сказка».
Дети на протяжении всего летнего периода ухаживают за цветами, наблюдают за этапами их роста, любуются их красотой, радуются общению с живой природой.
Мы с уверенностью можем сказать, что такой деятельностный подход к экологическому воспитанию способствует формированию как у детей, так и их родителей бережному отношению к окружающему миру, интересу к экологии в целом.