Учим детей писать красиво и правильно

Воспитатель В.И. Лысенко

Учеными доказано, что развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребенка. Уровень развития мелкой моторики и координации движений рук — один из показателей  интеллектуального развития ребенка и, следовательно, готовности его к школьному обучению. Одним из аспектов интеллектуальной готовности является умение ребенком воспроизводить по образцу. Как правило, ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты внимание, память и связная речь. Неподготовленность же к письму, недостаточное развитие мелкой моторики могут привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком практического двигательного опыта, развития навыков ручной умелости.

Проблема подготовки руки к письму является особенно актуальной для детей группы кратковременного пребывания по подготовке к школе, так как ее посещают домашние дети, не имеющие системных знаний лепки и рисования. Поэтому использование пальчиковых упражнений и игр на развитие мелкой моторики помогают решить сразу две задачи: способствуют развитию общего интеллектуального развития и готовят к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

Но особое внимание по формированию готовности руки к письму требуют леворукие дети. А они стали в нашей жизни встречаться гораздо чаще, чем в предыдущие десятилетия. Родители, заметив, что их ребенок активнее действует левой рукой, часто испытывают волнение и чувство тревоги. И, первое, что они зачастую делают-начинают переделывать своего ребенка, усиленно развивая его правую руку. По мнению психологов этого делать не стоит. Поэтому на первое место у педагогов и воспитателей выходит задача: убедить родителей, что леворукость не патология, а индивидуальная особенность, которую надо принять и развивать своего ребенка в нужном направлении. Одно очевидно: леворуким всегда было не очень уютно в праворуком мире. Однако следует понимать и помнить, что переучивание леворуких может создать трудности у подрастающего человечка не только на сегодняшний день. но и стать проблемой на долгие годы. Такую же проблему решают родители и детей-амбидексторов, которые могут владеть одинаково как правой, так и левой рукой. Перед воспитателями постоянно встают вопросы, требующие ответа:

1.Действительно ли их дети «другие», «особенные»?

В чем проявляются эти особенности?

2.Нужно ли переучивать ребенка или стоит дать им возможность развиваться так, как они развиваются и работать той рукой, какой им удобнее и легче?

3.Правда ли, что леворукие обладают необыкновенными талантами?

4.Как определить, действительно ли ребенок леворук?

Главное в ответах родителям — убедить их в том, что леворукий ребенок требует особого внимания и особого подхода не потому, что он леворукий, а потому, что он, как и любой ребенок, неповторим и индивидуален. Ему должно быть спокойно и удобно жить в праворуком мире, чтобы воспринимать этот мир как свой, а не чужой.

Если пришедший в группу ребенок имеет тяготение к письму левой рукой, то воспитателю необходимо обратить особое внимание на подготовку его руки к письму. Очевидно, что необходимо строить работу с учетом его особенностей: режим должен быть щадящим, заниматься по 10-15 минут, затем перерыв и еще 10-15 минут. Не рекомендуется в этот период проводить занятия по изучению иностранного языка. Не стоит настраивать ребенка только на успехи в школе, так как проблемы могут быть и это вызовет разочарование у ребенка. Хорошим подспорьем в постановке руки к письму являются модуляторы, которые надеваются на карандаш. В них имеются пазы, в которые вставляются пальчики ребенка, и рука жестко фиксируется при письме. Практический опыт работы с такими модуляторами показал высокий уровень эффективности освоения навыков овладения письмом у леворуких детей.

Для занятий по подготовке руки к письму очень важно соблюдать регулярность. Она обеспечит ребенку непрерывность обучения. Следует начинать и заканчивать занятие заданиями, которые ребенок точно выполнит. Многократное повторение написания одного и того же элемента буквы позволяет ребенку повышать также и свою самооценку, что позволяет, в свою очередь, повышать мотивацию к школьному обучению.

Пространственное восприятие и зрительная память — необходимые компоненты подготовки руки к письму. Для развития этих психических процессов используются задания на копирование геометрических фигур, рисование по точкам, с точным соблюдением размеров, пропорций, вертикальном, горизонтальном и наклонном штриховании.

При обучении письму целесообразно использовать «Прописи», в том числе и для леворуких детей. Следует помнить о том, что методика безотрывного письма неприемлема при обучении леворуких детей. Если вы уже определили у ребенка ведущую руку, то ее уже не стоит менять, даже если у него будет не очень хорошего качества письмо или рисование.

Чтобы научить ребенка писать красиво и грамотно, в нашей практике используются следующие упражнения:

1. Показать букву и объяснить, где в этой букве информативные места: это место сгиба, начало и конец линии.

2. Берем прописи и предлагаем ребенку во всех буквах поставить точки в информативных местах.

3. Предлагаем ребенку поставить точки на букву и обвести ее. И так подряд все буквы алфавита несколько раз. Это упражнение стимулирует развитие способности управлять своей рукой. Постепенно ребенок начинает понимать, что для того, чтобы что-нибудь сделать правильно рукой, нужно это движение мысленно представить и «расставить точки».

4. Пользуемся терминологией процесса исполнения написания букв, объясняя, что надо делать, чтобы написать ровно и правильно, а не используем фразы «пиши ровно, пиши красиво».

5. Предлагаем прочитать слово по слогам, запомнить его целиком, а потом посмотреть на тетрадь и как бы «увидеть»это слово уже написанным. Обвести рукой все буквы представляемого слова и сравнить его с оригиналом.

6. Глядя на слово в книге, ребенок должен представлять движение руки , пишущей буквы этого слова. Затем, закрыв глаза, еще раз мысленно написать, а потом, контролируя буквы, написать слово в тетрадь. После этого проверить правильность написания слова, сверив его с оригиналом.

Наш опыт работы в группах кратковременного пребывания по подготовке к школе показывает, что соблюдение режима занятий, наши рекомендации и консультации родителям, мотивация детей к написанию букв красиво и правильно дают положительные результаты по овладению детьми навыков письма. Следует помнить, что

от понимания, любви, терпения, умения родителей вовремя помочь своему ребенку зависят успехи малыша, формирование его адекватной самооценки.

 

Формирование характера у дошкольников.

1. Детство — это лакмусовая бумажка того, с каким багажом ребенок вступит во взрослую жизнь. Однажды ему придется показать все то, чему он научился за годы детства. И приобретенный характер ребенка определит его будущее.

2. Когда формируется характер.

Древнее изречение

«Посеешь мысль — пожнешь действие,

посеешь действие — пожнешь привычку,

посеешь привычку — пожнешь характер,

посеешь характер — пожнешь судьбу.»

3. В основе характера — темперамент.

Темперамент — один из элементов характера, его динамическая основа (общая активность, моторная сфера, эмоциональность).

4. Факторы, влияющие на характер ребенка:

— Порядок рождения детей в семье.

— Мировоззрения, убеждения, ценности, идеалы.

— Характер родителей.

— Игры, в которые играют дети.

— Детские коллективы.

5.Черты характера — это система прочно закрепившихся реакций человека на воздействие социальной среды.

Физиолог И.П.Павлов писал: это «определенные деятельности», вызванные внешним влиянием и часто закрепляющиеся на всю жизнь.

6. Кто и что формирует характер:

— Ведущая роль принадлежит детским коллективам.

— Большое влияние имеет семья.

— Огромную роль играют литература и искусство.

— Личный пример педагога.

— Живое слово взрослого человека.

— Сознательная работа по воспитанию у себя ценных качеств личности.

7. Самовоспитание

— Правильная организация труда и быта, стиль и распорядок повседневной жизни.

— Физическое воспитание.

— Индивидуальный подход на основании индивидуального характера.

 

Притча

Однажды к Хинг Ши пришла молодая крестьянка и спросила:

-Учитель, как следует мне воспитывать сына: в ласке или в строгости? Что важнее?

-Посмотри, женщина, на виноградную лозу, — сказал Хинг Ши. — Если ты не будешь ее обрезать, не станешь из жалости отрывать лишние побеги и листья, лоза одичает, а ты, потеряв контроль над ее ростом, не дождешься хороших и сладких ягод. Но, если ты укроешь лозу от ласки солнечных лучей, и не станешь заботливо поливать ее корни каждый день, она совсем зачахнет. И лишь при разумном сочетании и того и другого тебе удастся вкусить желанных плодов.

 

Буклет

Памятка для родителей о наказании детей.

Иметь детей — это, конечно, счастье, но, к сожалению, не безоблачное. Послушный, безукоризненный ребенок больше похож на робота. Настоящий, живой маленький человечек не раз огорчит родителей своими поступками, за чем обязательно последует наказание.

 

За что нельзя наказывать.

— за врожденные недостатки (заикание и т. д.)

— за плохую учебу, так как это приводит к стойкой нелюбви ходить в школу, а также к обману родителей, вырыванию страниц из дневника, прогулам ит. д.

— за поступки, совершенные ребенком из-за непонимания, что это плохо.

— если вы узнали о проступке вашего ребенка спустя длительное время после его свершения.

 

 

Как нельзя наказывать

— наказывать только с холодной головой и обязательно с любовью к ребенку.

— недопустимы элементы жестокости (подзатыльники, шлепки, щипки, выкручивание рук или ушей).

— если вы в плохом настроении, раздражительны из-за собственных неудач.

— не стоит в виде наказания использовать домашний труд.

— нельзя детей наказывать в присутствии друзей и вообще посторонних людей.

— нельзя за один и тот же поступок наказывать несколько раз.

 

Как можно наказывать

— наказание должно быть адекватно поступку. Всегда должно быть объяснение, за что и почему это плохо.

— лучше ограничиться строгим внушением, а не криком.

— физическое наказание возможно лишь в случае, если ребенок жесток к живому: замучил кошку, избил слабого и т. д.

— но во всех случаях, даже за самым жестоким проступком следует не только наказание, но и поощрение.

 

Что важно помнить

1.Наказание не должно вредить здоровью — ни физическому, ни психическому.

2.Если есть сомнение: наказывать или не наказывать — не наказывайте. Никакой профилактики, никаких наказаний на всякий случай.

3.За один проступок — одно наказание. Если проступков совершено сразу много, наказание может быть суровым, но только одно за все проступки сразу.

4.Недопустимо запоздалое наказание. Уже сам факт обнаружения проступка — достаточное наказание.

5.Ребенок не должен бояться наказания. Он должен знать, что в определенных случаях наказание неотвратимо. Не наказания он должен бояться, не гнева даже, а огорчения родителей.

6.Не унижайте ребенка. Какой бы не была его вина, наказание не должно восприниматься им как торжество вашей силы над его слабостью и как унижение человеческого достоинства.

7.Если ребенок наказан — значит он уже прощен.О прежних его проступках — больше ни слова.