Любовь к музыке, потребность в ней формируются у ребенка, прежде всего в процессе ее слушания, благодаря которому развивается музыкальное восприятие, закладываются основы музыкальной культуры.Результаты ознакомления с практикой музыкального воспитания в условиях семьи показали, что родители не уделяют достаточного внимания развитию у детей интереса к классической музыке. Они редко предлагают детям слушать классику. Ориентиром ценности в семье чаще всего является развлекательная музыка, что затрудняет решение вышеназванной проблемы.
В тоже время необходимо учитывать то, что восприятие классической музыки представляет для детей дошкольного возраста большую трудность. Дети этого возраста обладают наглядно-действенным и наглядно-образным мышлением, непроизвольным по характеру и малым по объему запоминанием, неустойчивым вниманием, поэтому им трудно воспринять абстрактный по своей сути и развивающийся во времени музыкальный образ (К.В.Тарасова). Вот почему ребенку нужно помочь войти в мир музыки, услышать, понять и пережить ее. Эта задача может быть решена, если дети будут слушать высокохудожественную классическую музыку в строго определенных условиях. В нашем дошкольном образовательном учреждении такие условия были созданы музыкальным руководителем высшей категории Натальей Михайловной Жмурко. В 2006 году, пройдя обучение на авторском семинаре по программе «Гармония» доктора психологических наук К.В.Тарасовой, проанализировав социальный заказ, запросы родителей и результаты диагностики детей 6-7 лет Наталья Михайловна организовала кружок любителей классической музыки «Мелодия».
Н.М. Жмуркоопределила цели, задачи, содержание и технологию работы кружка; разработала перспективный план своей деятельности по приобщению детей 6-7 лет к миру классической музыки. Занятия в кружке «Мелодия» проходят раз в неделю, со всеми желающими детьми подготовительных к школе групп. В 2010-2011 уч.г. кружок
посещали 15 воспитанников.Большой интерес у детей вызывают темы: «Три кита» по произведениям Д. Кабалевского; «Детский альбом» П. Чайковского, «Бирюльки» С.Майкапара, «Куклы в музыке» по произведениям И. Брамса, А. Роули, К.Дебюсси, «Моцарт – сама музыка», «Карнавал животных» Сен-Санса.
На занятиях определяется общий характер прослушанного произведения, дается небольшая информация о жизни композитора, его написавшего. Для более глубокого проникновения в характер музыки Наталья Михайловна предлагает детям прослушать стихотворения, рассмотреть репродукции картин известных художников, видеоклипы, наиболее точно передающие её настроение. Дети, подключив воображение, с помощью импровизированного танца или пластического этюда передают то, что они услышали в музыке. И пусть их программа не всегда совпадает с замыслом композитора, но в данный момент у ребенка возникли именно такие ассоциации, а значит, они имеют место быть. Дети учатся анализировать музыкальное произведение, определять, какие звучат инструменты (если это произведение исполняет оркестр), какой у них тембр, динамика, какие слышны интонации в музыке и т. д.. Особенно ценно, что дети освоив музыкальный материал, стремятся выразить его в собственном “творческом продукте” через пластику движений, игру на музыкальных инструментах, рисование. Но «стержневым», доминирующим видом искусства на занятиях является музыка, другие же виды искусства помогают более глубокому осмыслению художественного образа, усиливают степень его эмоционального восприятия детьми. В 2010 году Наталья Михайловна впервые применила в работе кружка мультимедийный проектор, что значительно обогатило содержание занятий.
Наталья Михайловна тесно взаимодействуем с учреждениями культуры г. Таганрога, её воспитанники систематически посещают концерты музыкальной школы №2, музей «Лавка Чехова», мемориальные комнаты и концерты в «Доме Чайковского».
Деятельность кружка осуществляется в тесном сотрудничестве с родителями, которые принимают активное участие в открытых занятиях, создании совместных творческих проектов.
Анализируя работу кружка «Мелодия» за период с 2010 по 2011 годы, мы убедились, что сочетание классической музыки и литературы, произведений изобразительного искусства с творчеством детей дает наиболее высокие результаты в их личностном развитии, формировании глубоких эстетических и нравственных чувств. Дети, посещающие кружок, становятся более эмоциональными и общительными, что, безусловно, поможет им чувствовать себя уверенно в предстоящей школьной жизни. Отрадно отметить, что по окончании дошкольного учреждения ряд детей продолжают обучение в музыкальных и художественных школах, танцевальных коллективах города.