Педагог-психолог
Бухова С.В.
На сегодняшний день синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) является одним из наиболее распространенных поведенческих расстройств у детей.
Во многих случаях данное расстройство диагностируется несвоевременно или неправильно, а часто вообще не выявляется. Соответственно большая часть детей получает помощь несвоевременно, не в полном объеме или же не получает. Это может влиять на всю последующую жизнь ребенка. Так как вопреки создавшемуся мнению, СДВГ не является расстройством исключительно детского возраста. В течении жизни проявления изменяются, но до конца не проходят. Допускается, что 2—3% взрослых имеют СДВГ. Гиперактивные люди суетливы, нетерпеливы, непоследовательны, импульсивны, вспыльчивы, им трудно сосредоточиться на предмете деятельности. У них часто меняется настроение. |
Трудность планирования деятельности и неорганизованность мешают им в продвижении по службе, в устройстве семейной жизни. Проявления СДВГ сильной степени выраженности могут в более зрелом возрасте смениться рядом аффективных и личностных расстройств. В тоже время своевременная медицинская и психологическая помощь позволяют компенсировать этот недостаток.
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) — это полиморфный (многообразный) клинический синдром, главным проявлением которого является нарушение способности ребенка контролировать и регулировать свое поведение, что выливается в двигательную гиперактивность, нарушения внимания и импульсивность.
Существует несколько причин возникновения СДВГ:
- Поражение ЦНС в раннем возрасте. Причинами раннего повреждения центральной нервной системы во время беременности и родов могут послужить недостаточное питание, органические повреждения мозга, внутриматочные дефекты, кислородная недостаточность в период развития плода или в процессе родов. Влияние оказывают также осложненные и преждевременные роды. Оказывает влияние и имевшаяся родовая травма шейных отделов позвоночника.
- СДВГ может носить и наследственный характер.
Основные симптомы СДВГ:
Гиперактивность— Совокупность симптомов, связанных с чрезмерной психической и моторной активностью. Ребенок беспокоен, суетлив, совершает многочисленные посторонние движения, которые часто сам не замечает.
Нарушения внимания— Совокупность симптомов, связанных с чрезмерной психической и моторной активностью. Ребенок беспокоен, суетлив, совершает многочисленные посторонние движения, которые часто сам не замечает.
Импульсивность— Совокупность симптомов, связанных с чрезмерной психической и моторной активностью. Ребенок беспокоен, суетлив, совершает многочисленные посторонние движения, которые часто сам не замечает.
Не смотря на то, что СДВГ имеет биологическую причину, на его протекание могут оказывать влияние социально-психологические факторы, особенно внутрисемейные. Поэтому так важно организовать жизнь ребенка в соответствии с его особенностями.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С РЕБЕНКОМ
1. Измените свое поведение и отношение к ребенку:
- проявляйте достаточно твердости и последовательности в воспитании;
- помните, что поступки ребенка не всегда являются умышленными;
- контролируйте поведение ребенка, не навязывая ему жестких правил;
- избегайте слов «нет» и «нельзя»;
- стройте взаимоотношения с ребенком на взаимопонимании и доверии;
- избегайте, с одной стороны, чрезмерной мягкости, а с другой — завышенных требований к ребенку;
- реагируйте на действия ребенка неожиданным способом (пошутите, повторите действия ребенка);
- повторяйте свою просьбу спокойно одними и теми же словами много раз;
- не настаивайте на том, чтобы ребенок обязательно принес извинения за проступок;
- выслушивайте то, что хочет сказать ребенок;
2. Измените психологический микроклимат в семье:
- уделяйте ребенку достаточно внимания;
- проводите досуг всей семьей;
- не допускайте ссор в присутствии ребенка.
3.Организуйте режим дня и место для занятий:
- установите твердый распорядок дня для ребенка и для всех членов семьи;
- чаще показывайте ребенку, как лучше выполнить задание, не отвлекаясь;
- снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребенком задания;
- оградите гиперактивных детей от длительных занятий на компьютере и просмотра телевизионных передач;
- по возможности избегайте больших скоплений людей;
- помните, что переутомление приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности;
4. Составьте специальную поведенческую программу:
- придумайте гибкую систему вознаграждений за хорошо выполненное задание и наказаний за плохое поведение. Можно использовать балльную или знаковую систему, завести дневник самоконтроля;
- не прибегайте к физическому наказанию! Если есть необходимость прибегнуть к наказанию, то целесообразно использовать спокойное сидение в определенном месте после совершения поступка;
- чаще хватите ребенка. Порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок, поэтому гиперактивные дети не воспринимают выговоры и наказания, однако чувствительны к поощрениям;
- составьте список обязанностей ребенка;
- воспитывайте в ребенке навыки управления своим эмоциональным состоянием, особенно гневом и агрессией;
- не старайтесь предотвратить последствия забывчивости ребенка;
- постепенно расширяйте круг обязанностей, предварительно обсудив их с ребенком;
- не разрешайте откладывать выполнение задания на другое время;
- не давайте ребенку поручений, не соответствующих его уровню развития, возрасту и способностям;
- помогайте ребенку приступить к выполнению задания, так как для него это самый трудный этап;
- не давайте одновременно несколько указаний. Задание, которое дается ребенку с нарушенным вниманием, не должно иметь сложную конструкцию и состоять из нескольких звеньев;
- объясните гиперактивному ребенку его проблемы и научите с ними справляться.
- помните, что вербальные средства убеждения, призывы, беседы редко оказываются результативными, так как гиперактивный ребенок еще не готов к такой форме работы.
Литература
- Заваденко Н.Н. Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. — М.Школа-пресс, 2001 – 112с.
- Романчук О.И. Синдром дефицита внимания и гиперактивности удетей / Пер. с укр. — М.: Генезис, 2010. — 336 с.
- Сиротюк А. Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам. — М.: ТЦ Сфера, 2002 — 128 с.