ВАШЕМУ РЕБЕНКУ ПОСТАВИЛИ ДИАГНОЗ СДВГ

Педагог-психолог

Бухова С.В.

На сегодняшний день синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) является одним из наиболее распространенных поведенческих расстройств у детей.

Во многих случаях данное расстройство диагностируется несвоевременно или неправильно, а часто вообще не выявляется. Соответственно большая часть детей получает помощь несвоевременно, не в полном объеме или же не получает. Это может влиять на всю последующую жизнь ребенка. Так как вопреки создавшемуся мнению, СДВГ не является расстройством исключительно детского возраста. В течении жизни проявления изменяются, но до конца не проходят. Допускается, что 2—3% взрослых имеют СДВГ. Гиперактивные люди суетливы, нетерпеливы, непоследовательны, импульсивны, вспыльчивы, им трудно сосредоточиться на предмете деятельности. У них часто меняется настроение.

 

Трудность планирования деятельности и неорганизованность мешают им в продвижении по службе, в устройстве семейной жизни. Проявления СДВГ сильной степени выраженности могут в более зрелом возрасте смениться рядом аффективных и личностных расстройств. В тоже время своевременная медицинская и психологическая помощь позволяют компенсировать этот недостаток.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) — это полиморфный (многообразный) клинический синдром, главным проявлением которого является нарушение способности ребенка контролировать и регулировать свое поведение, что выливается в двигательную гиперактивность, нарушения внимания и импульсивность.

 

Существует несколько причин возникновения СДВГ:

  1. Поражение ЦНС в раннем возрасте.  Причинами раннего повреждения центральной нервной системы во время беременности и родов могут послужить недостаточное питание, органические повреждения мозга, внутриматочные дефекты, кислородная недостаточность в период развития плода или в процессе родов. Влияние оказывают также осложненные и преждевременные роды. Оказывает влияние и имевшаяся родовая травма шейных отделов позвоночника.
  2. СДВГ может носить и наследственный характер.

 

Основные симптомы СДВГ:

Гиперактивность— Совокупность симптомов, связанных с чрезмерной психической и моторной активностью. Ребенок беспокоен, суетлив, совершает многочисленные посторонние движения, которые часто сам не замечает.

 

Нарушения внимания— Совокупность симптомов, связанных с чрезмерной психической и моторной активностью. Ребенок беспокоен, суетлив, совершает многочисленные посторонние движения, которые часто сам не замечает.

 

Импульсивность— Совокупность симптомов, связанных с чрезмерной психической и моторной активностью. Ребенок беспокоен, суетлив, совершает многочисленные посторонние движения, которые часто сам не замечает.

 

Не смотря на то, что СДВГ имеет биологическую причину, на его протекание могут оказывать влияние социально-психологические факторы, особенно внутрисемейные. Поэтому так важно организовать жизнь ребенка в соответствии с его особенностями.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С РЕБЕНКОМ

 

1. Измените свое поведение и отношение к ребенку:

  • проявляйте достаточно твердости и последовательности в воспитании;
  • помните, что поступки ребенка не всегда являются умышленными;
  • контролируйте поведение ребенка, не навязывая ему жестких правил;
  • избегайте слов «нет» и «нельзя»;
  • стройте взаимоотношения с ребенком на взаимопонимании и доверии;
  • избегайте, с одной стороны, чрезмерной мягкости, а с другой — завышенных требований к ребенку;
  • реагируйте на действия ребенка неожиданным способом (пошутите, повторите действия ребенка);
  • повторяйте свою просьбу спокойно одними и теми же словами много раз;
  • не настаивайте на том, чтобы ребенок обязательно принес извинения за проступок;
  • выслушивайте то, что хочет сказать ребенок;

2. Измените психологический микроклимат в семье:

  • уделяйте ребенку достаточно внимания;
  • проводите досуг всей семьей;
  • не допускайте ссор в присутствии ребенка.

 

3.Организуйте режим дня и место для занятий:

  • установите твердый распорядок дня для ребенка и для всех членов семьи;
  • чаще показывайте ребенку, как лучше выполнить задание, не отвлекаясь;
  • снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребенком задания;
  • оградите гиперактивных детей от длительных занятий на компьютере и просмотра телевизионных передач;
  • по возможности избегайте больших скоплений людей;
  • помните, что переутомление приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности;

4.      Составьте специальную поведенческую программу:

  • придумайте гибкую систему вознаграждений за хорошо выполненное задание и наказаний за плохое поведение. Можно использовать балльную или знаковую систему, завести дневник самоконтроля;
  • не прибегайте к физическому наказанию! Если есть необходимость прибегнуть к наказанию, то целесообразно использовать спокойное сидение в определенном месте после совершения поступка;
  • чаще хватите ребенка. Порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок, поэтому гиперактивные дети не воспринимают выговоры и наказания, однако чувствительны к поощрениям;
  • составьте список обязанностей ребенка;
  • воспитывайте в ребенке навыки управления своим эмоциональным состоянием, особенно гневом и агрессией;
  • не старайтесь предотвратить последствия забывчивости ребенка;
  • постепенно расширяйте круг обязанностей, предварительно обсудив их с ребенком;
  • не разрешайте откладывать выполнение задания на другое время;
  • не давайте ребенку поручений, не соответствующих его уровню развития, возрасту и способностям;
  • помогайте ребенку приступить к выполнению задания, так как для него это самый трудный этап;
  • не давайте одновременно несколько указаний. Задание, которое дается ребенку с нарушенным вниманием, не должно иметь сложную конструкцию и состоять из нескольких звеньев;
  • объясните гиперактивному ребенку его проблемы и научите с ними справляться.
  • помните, что вербальные средства убеждения, призывы, беседы редко оказываются результативными, так как гиперактивный ребенок еще не готов к такой форме работы.

 

Литература

  1. Заваденко Н.Н. Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. — М.Школа-пресс, 2001 – 112с.
  2. Романчук О.И. Синдром дефицита внимания и гиперактивности удетей / Пер. с укр. — М.: Генезис, 2010. — 336 с.
  3. Сиротюк А. Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам. — М.: ТЦ Сфера, 2002 — 128 с.