Воспитатель группы
кратковременного пребывания
Лысенко В.И.
В нашем МБДОУ д/с 101 вот уже более 7 лет работает группа кратковременного пребывания детей по подготовке к школе. В нее приглашаются дети, не посещающие дошкольные учреждения, а также наши воспитанники, имеющие проблемы социального и познавательного характера.
Главная цель работы выше названной группы-выравнивание стартовых возможностей для обучения в школе у старших дошкольников.
Наш опыт работы с «домашними детьми» позволил нам выявить ряд важных условий, при которых годичная подготовка детей к школе может быть успешной.
Одним из наиболее важных условий является организация образовательного процесса.
Администрация ДОУ изыскала возможность подобрать для группы кратковременного пребывания детей помещение светлое, просторное, оснащенное как учебной зоной со столами, соответствующими росту детей, так и игровой зоной. Таким помещением оказался музыкальный зал, свободный от занятий с детьми детского сада во 2 половине дня.
Зам. зав. по ВМР Титаренко Н.И. было составлено расписание занятий с учетом психологической нагрузки и физиологических особенностей 6-7 летних детей, пика их активной интеллектуальной деятельности.
Так как количество нуждающихся детей в 2012-2013 уч. г. составило 48 человек, то было сформировано 2 пред школьные группы. Они занимались соответственно с 15-00 до 16-45 и с 17-00 ди18-45 часов по 3 занятия 3 раза в неделю.
Немаловажное значение имеет подбор программ по пред школьной подготовке. Нами была выбрана программа «Пред школьная пора», автором которой является член-корреспондент Р А образования профессор Н.Ф. Виноградова. Эта программа позволяет сформировать у детей интерес к изучению родного языка, прочные навыки чтения и грамотного письма, формирует базовые знания логических операций знаками и символами, простейшие математические умения. Дети учатся устанавливать разные типы отношений между объектами: пространственные,количественные,временные.
У них развиваются умения рассуждать,объяснять,выполнять цепочки действий и следовать правилам.
Так как игра является ведущим видом деятельности для дошкольника, то ее организации мы уделили особое внимание. Нами была составлена картотека игровых приемов на занятиях, продуманы физ минутки после разного вида занятий, разработаны динамические часы, заполненные двигательной активностью детей, развитием их наблюдательности и любознательности.
Нами было замечено, что у большинства «домашних детей» наблюдается дефицит общения, недостаточность развития коммуникативных качеств, слабые навыки диалогической речи, ярко выраженный эгоцентризм и нежелание учиться. Детям хотелось приходить общаться и играть с игрушками.
Чтобы решить эти проблемы , нами была продумана серия занятий, помогающая детям корректировать свое поведение в конфликтных ситуациях, развивать у них эмпатию, децентризм, навыки коллективного труда. Это дало детям возможность научиться самостоятельности, подготовиться к социальной адаптации в школьном коллективе.
Очень значимым условием успешности ребенка в освоении программы обучения и развитии его личностных качеств является взаимодействие с родителями. Работа по выше указанной программе позволяет родителям лучше узнать своего ребенка. Однако, мы понимаем, что разовые индивидуальные встречи и родительские собрания один раз в месяц не смогут решить все проблемы, возникающие в течении учебного года. Поэтому нами была разработана система мероприятий по работе с семьей. Прежде всего в режиме работы группы кратковременного пребывания были выделены специальные часы для коллективного и индивидуального консультирования, заведена тетрадь запросов на консультации, которая позволяла определять темы семинаров. Встречи с родителями до начала учебного года, их анкетирование, рисуночные диагностики детей позволяли составить социально-эмоциональный портрет семьи, что облегчало осущестлять индивидуальный подход в развитии ребенка.
Родителям предлагалось участие в городских родительских конференциях, для них организовывались встречи со специалистами, которые давали профессиональные консультации по вопросам здоровья и развития их детей. Для родителей был оформлен информационный стенд на актуальные темы воспитания и развития дошкольников, формирования у них знаний, умений, навыков, необходимых будущим первоклассникам; выпускались буклеты с целью обогащения их психолого-педагогическими знаниями, давался перечень литературы по развитию и воспитанию детей 6-7 лет.
Результатом нашей работы можно считать анализ учебной деятельности первоклассников, который показывает положительную динамику усвоения школьных программ, легкую степень адаптации к новому социальному статусу «школьник», сохранение их психического и физического здоровья.
В следующем учебном году мы также планируем набор 2 групп детей в возрасте 6-7 лет, нуждающихся в квалифицированной подготовке к школе. Приглашаем к сотрудничеству с нами всех желающих.